Клерикальная карта России

Видео

Иконы

Иконы, которые мы можем увидеть, посетив  христианские ресурсы,  составляют особенно устойчивый жанр европейского искусства, хотя они никогда не создавались как предметы искусства: иконы служили молитве. Они — «врата тайны», «двери познания» духовного мира за видимыми образами. Восприятие иконы требовало от зрителя богословских познаний и тонкости чувств. Долгое время ведущие центры иконописания находились исключительно в Византийской империи, но позднее известные школы иконописи были созданы и на Западе.
Почитатель иконы должен пребывать в состоянии, которое хорошо описывается греческим словом исихия — «спокойное созерцание. При этом нужны терпение, отрешенность, смирение и молитвенное сосредоточение, Добротолюбие — византийский трактат и антология V века — сравнивает это состояние с состоянием кошки, полностью поглощенной задачей — поймать мышь.
По преданию, первым иконописцем был евангелист Лука, написавший образ Божьей Матери с Младенцем. (См. Илл. 22,) Эта иконография вместе с иконографией Христос Пан-тократор всегда были излюбленными. Изображение божьей Матери имело три извода: Елевсия, где Дева прижимает Младенца к лицу; Одигитрия, где Она держит Младенца на вытянутых руках; и Оранта, где несущая в своей утробе Младенца Дева воздымает руки в молитвенном жесте.
Во время продолжительного иконоборчества величайшим из «иконофилов» или «иконопо-читателей» был св. Иоанн Да-маскин (675-749). Но и он проводил различие между почитанием икон и более глубоким поклонением Богу, которое только облегчается иконами. Он определил три уровня богословия образа: Христос стал Человеком; человек был сотворен по образу Божью; иконы поэтому — истинные образы Бога и святых.
Иконы всегда занимали главное место в православных церквах. Церковный иконостас отделяет церковное собрание от алтаря, где может находиться только священство. По традиции, в иконостасе четыре яруса икон, которые представляют, соответственно, святых, двенадцать праздников Церкви, двенадцать апостолов и двенадцать пророков. Расположенные s центре иконостаса двойные двери несут шесть изображений: архангела Гавриила, Богоматерь и четырех евангелистов, В Греции их называют Врата Красоты, в России — Царские врата. Сверху располагаются три большие иконы Господь-Вседержитель, Троица и Распятие. Во время богослужения в православной церкви икона (праздника или святого) часто выносится на середину храма, где к ней прикладываются верующие.
Иконы пишут на деревянных досках темперой по белой или золотой поверхности. Устоявшиеся стилизованные позы, жесты и лики — все передает состояние благоговения. Для иконы характерно также отсутствие пространственной перспективы.
Православная иконопись прошла несколько отчетливо определяемых периодов. Первый «Золотой век» иконописи кончился вместе с ересью иконоборчества. От него осталось очень мало. Второй период окончился с латинским завоеванием Византии в 1204 году. В поздний византийский период начинают развиваться иконописные школы в Болгарии, Сербии, России. Новгородская, Белорусская и Псковская школы имели собственный стиль до тех пор, пока в позднейшую эпоху Русская православная церковь не ввела обязательность Московского стиля. С тех пор православная иконография также значительно пострадала от католических влияний. Имелись, однако, и примеры продуктивного «скрещивания». Уникальный сложный «венето-византийский стиль» сложился на Крите. Смешение католической и православной образности обнаруживается также и в украинском искусстве униатов.
Несмотря на Схизму православные иконы no-прежнему высоко ценятся на Западе. Все знаменитые «Черные Мадонны» католической Европы пришли из Византии, Таково же происхождение Святого лика из Лаона в Пикардии, другой исключительно темной иконы, на этот раз Христа. Благодаря сильнейшему сходству с Туринской плащаницей Святой лик (Samte-Face) классифицируют как mandylion, что значит «нерукотворный образ». Этот образ, хотя он и написан на сосновой доске, имеет неподходящую (к данному случаю) славянскую надпись: «OBRAS GOSPODEN NA UBRUS», то есть «образ Господа на полотне» — возможно, сербского происхождения.

Сделать репост в социальной сети

Видео

В рамках информационной истерии по поводу передачи имущества религиозного назначения собственно религиозным организациям, часто муссируется утверждение о том, что якобы у РПЦ никакого имущества на момент 1917 года и не было.  Правда ли это, вы узнаете, посмотрев следующее видео

Священники "на джипах"

Случайная картинка

motivatorae04b0b1de8052414f5b91ca09e1e1cf9865ad79.jpg

Подписывайтесь на сообщество

Счетчики

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru