Клерикальная карта России

Видео

Мраморный иконостас

Какой экспонат Пермского художественного музея самый большой?  Это деревянный иконостас высотою, пожалуй, более десятка метров. Недавно он, сотворенный камскими резчиками и расписанный в середине восемнадцатого века академиком живописи Базилевским, был подновлен. Однако не все нынешние посетители музея знают, что в этом здании был еще один иконостас — мраморный. И «картины», украшавшие его, были высокохудожественными, потому что авторы, сообщают дореволюционные газеты, приглашались из среды видных художников. Известно, каменный иконостас был разломан, а вот образа... Их сохранили, они теперь в фондах Пермской галереи, но требуют реставрации.
Однако без экскурса в историю здания Пермского художественного музея рассказ продолжать трудно. Информацию о музее скоро можно будет найти в Городском справочнике организаций Перми.
Недавно мне в руки попал старинный документ — указ Пермской консистории от 1810 года. Архиепископ выражал в нем надежду, что пять с лишним тысяч рублей, собранных еще в 1807 г. для нужд народного ополчения (или милиции) ввиду угрозы нашествия французов, пойдут на устройство кафедрального собора, а именно «... на упис образов для мраморного иконостаса... изготовляемых в Санкт-Петербурге искуснейшими живописцами в Академии художеств при попечении его сиятельства Александра Сергеевича графа Строганова». В указе написано также и о том, что собранные для отмененной милиции деньги могли бы пойти и «на переведение позлащенного иконостаса и образов из Соликамского монастыря и из Пыскорского». А закончил указ архиепископ на жалобной ноте: «Таковое одолжение при совершенном недостатке казенных сумм избавило бы нас от великих забот».
Напомним: кафедральный собор был освящен (или, сказать по-современному, пущен в эксплуатацию) в 1819 г. Однако это была лишь первая очередь строительства. Стал действовать только «холодный собор» с деревянным иконостасом, привезенным из Пыскорского монастыря. В 1820 г. была освящена и теплая часть собора с разноцветным мраморным иконостасом, изготовленным камнерезами Горнощитского завода под Екатеринбургом. Заказчиком же был не собор, не консистория, а вице-губернатор Борноволоков, который хотел поместить огромное изделие из мрамора в своей деревенской церкви. Тут вице-губернатора обвиняют в лихоимстве и судят с конфискацией части имущества. И Строганов добивается у царя разрешения, чтобы мраморный иконостас отдали собору в Перми.
Строганов, как писали об этом в конце прошлого века «Пермские губернские ведомости», сделал так, что лики и картины для мраморного иконостаса были выполнены лучшими художниками. Память о них жива и поныне. Это В, Л. Боровиковский, художник, создававший изящные портреты, верно передающие человеческие характеры. Для Перми работал тогда и автор монументальных полотен (среди них — картина «Взятие Казани») Г. И. Угрюмое. Это и мастер лирического рисунка А. Е. Егоров. Это В. К. Шебуев, автор исторических картин. Еще работали на мраморный иконостас архитектор Вит-берг и художник Бессонов.
Надо надеяться, что когда-либо в Пермском художественном музее можно будет увидеть все это.
А.  КОПАЙСКИЙ

 

Сделать репост в социальной сети

Видео

В рамках информационной истерии по поводу передачи имущества религиозного назначения собственно религиозным организациям, часто муссируется утверждение о том, что якобы у РПЦ никакого имущества на момент 1917 года и не было.  Правда ли это, вы узнаете, посмотрев следующее видео

Священники "на джипах"

Случайная картинка

0004wgwh.jpg

Подписывайтесь на сообщество

Счетчики

Яндекс.Метрика

Индекс цитирования

Рейтинг@Mail.ru